Уважаемые родители (законные представители) детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
- Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
- Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МАДОУ: педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
- Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
-
Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса
-
Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
-
Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ
-
Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
-
Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
-
Реализация индивидуальной программы или маршрута
-
Проведение промежуточной диагностики и анализ
-
Консультирование родителей
Информация для родителей
-
О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
-
Об основных образовательных программах
-
О дополнительных коррекционно-развивающих программах
-
О содержании психолого-педагогической коррекции
-
О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
- беседа с родителями
- изучение медицинской карты ребенка
- обследование физического развития
- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог - психолог
-
организует взаимодействие педагогов;
-
разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
-
проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
-
организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
-
повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
-
проводит консультативную работу с родителями.
Учитель - логопед:
-
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
-
составляет индивидуальные планы развития
-
проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
-
консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
Музыкальный руководитель:
-
Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
-
Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
-
Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Воспитатель:
-
проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
-
воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
-
организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
-
применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
-
консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
-
проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
-
осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России в целях психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения реализации общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в дистанционном формате обучения в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 в дополнение к письмам от 26 марта 2020 г. № 07-2408 и от 15 апреля 2020 г. № 07-2770 сообщает о проведении ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» цикла онлайн консультаций.
Целевая аудитория для консультирования: - семьи, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями, - специалисты, работающие с данной категорией обучающихся.
Каждая консультация будет осуществляться в рамках определенной тематики, перечень тематик в приложении, а также на сайте ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»: https://events.ikp-rao.ru/. Запись на консультации открыта, участие - бесплатное. Некоторые консультации имеют лимит количества участников (не более 30). 2 Сачко Ю.М. +(495) 587-01-10, доб. 3474 О направлении информации – 07 При этом консультации будут проведены повторно для охвата всех желающих. Если лимит записи исчерпан и записаться на мероприятие не удается, то для участия в интересующем мероприятии, необходимо следить за обновлениями на сайте ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» (https://events.ikp-rao.ru/) или обратитесь по контактному номеру телефона +7 (977) 963-26-51 - мероприятия будут проведены повторно.
Контактные данные ответственного лица от ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»: Карпова Дарья Андреевна – заместитель директора, karpova@ikp.email, +7 (977) 963-26-51.